О чем нам говорит цетановое число дизтоплива?

Сам термин «цетановое число» по своей природе является сопоставительным, а не буквальным. Цетановые числа сообщают нам не о конкретных особенностях состава дизельного топлива, а о том, какому именно эталонному образцу соответствует это топливо по тому периоду времени, которое отделяет момент его впрыска в цилиндр двигателя от момента его возгорания. Эталонными образцами для определения цетанового числа являются смеси цетана и α-метилнафталина. Причем «цетановое число» самого цетана считается равным 100, а α-метилнафталина – равным 0. Объемная доля цетана в его смеси с α-метилнафталином, выражаемая в цифрах, принимается за цетановое число эталона. Это же число присваивается и соответствующему виду солярки, аналогичному эталону по описанной выше особенности возгорания, проявляющейся в стандартных условиях проведения испытаний.

Чем более высокое цетановое число имеет дизельное топливо, тем меньше времени требуется для его возгорания в цилиндре двигателя. При значениях этого числа ниже 40 двигатели работают недостаточно плавно, и их износ происходит весьма активно. Оптимальные показатели работы дизельных двигателей наблюдаются при снабжении их соляркой с цетановым числом от 40 до 55. Увеличение же в топливе цетанового числа выше 60 хотя и не ускоряет износ двигателей, однако приводит к ухудшению показателей полноты его сгорания. В выхлопных газах использующих такое топливо моторов резко возрастает содержание копоти и других экологически вредных продуктов неполного сгорания солярки.

Стандартное дизельное топливо, реализуемое в России, имеет цетановое число от 40 до 45, а премиальное, относимое к высшей категории качества, – от 45 до 50. Однако на отечественных заправочных станциях осуществляется не только продажа дизельного топлива высокого качества, но и реализуются топливные суррогаты с цетановым числом ниже 40. Отличить эти жидкости от хорошего горючего нельзя ни по цвету, ни по запаху. Единственным показателем их некачественности является неровная работа снабжаемых ими двигателей. Если Вам довелось обзавестись именно таким топливом, то повысить его цетановое число вполне возможно с помощью специальных присадок (изопропилнитрата и других), которые никогда не лишне иметь прозапас. Вводятся они в низкоцетановую солярку из расчета от 0,5% до 1,0% к ее массе.